Как правило, родителей будущих первоклассников волнует множество вопросов: сможет ли их ребенок учиться в школе, достаточно ли он развит, что он должен уметь накануне поступления в школу. Надеемся, представленная ниже информация поможет вам в разрешении этих вопросов.

Школьная зрелость – достижение такой степени развития, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. Школьная незрелость определяется не общим отставанием в развитии, а частичной незрелостью одного или нескольких компонентов психологической готовности в школе. Эти дети с отставанием и нарушением в развитии нуждаются в повышенном внимании и создании индивидуальной образовательной среды.

Готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позиции школьника.

Психологическая готовность к школе формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным и структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и мотивационную готовность. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети бывают, подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность. Психологическая готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование. Каждый из компонентов является необходимым и требует учета в процессе подготовки ребенка к систематическому обучению в школе. Каковы же компоненты психологической готовности?

Компоненты психологической готовности

Социально-психологическая готовность

  • Гибкое владение способами установления взаимоотношений (умение установить контакт с учителем, со сверстниками, умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем).
  • Развитие потребности в общении.
  • Умение подчиняться правилам и нормам.
  • Умение действовать совместно, согласовывать свои действия

 Интеллектуальная готовность

  • Наличие широкого кругозора и запаса знаний.
  • Сформированность начальных умений учебной деятельности
  • Планомерность восприятия (наблюдательность).
  • Развитое наглядно-образное мышление:

– умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности;
– умение сравнивать их, видеть сходное и различное,

  • Развитое воображение.
  • Хорошая ориентировка в пространстве и времени
  • Хорошая память
  • Произвольная регуляция внимания
  • Сохранение работоспособности, в течение одного урока и в течение учебного дня.
  • Интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности).
  • Развитие мелкой моторики (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования)
  • Развитие зрительно-двигательной координации движений

 Личностная готовность

  • Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.
  • Развитие познавательных критериев, любознательности.
  • Развитие желания ходить в школу.
  • Произвольное управление своим поведением – возможность управлять своим поведением в соответствии с нормами и правилами.
  • Объективность самооценки.

Личностная готовность предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка – эмоциональную устойчивость (регуляцию эмоций).
К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Мотивационная готовность

Учителя часто жалуются на инфантильность детей, на преобладание у них игровых, а не учебных мотивов. Такие дети обычно воспринимают только игровые ситуации, они не приучены ограничивать свои желания, преодолевать трудности, их поведение носит импульсивный характер.
Учение же требует постоянных усилий, необходимости сдерживать, контролировать свое поведение, заниматься деятельностью, которая не всегда нравится. Все это может явиться причиной негативного отношения к школе.
В связи с этим одним из важных условий благополучного начала обучения в школе, одним из показателей готовности малыша к обучению является его сознательное стремление к школе, наличие у него интереса к школьно-учебной деятельности, то есть сформированности школьной мотивации.

Она включает в себя:

  • наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);
  • минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности;
  • понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;
  • эмоционально-благополучное отношение к школе.

Сталкиваясь с нежеланием ребенка что-то делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать.

Легкой обучаемости ребенка сильно поможет развитие основных психических функций: ощущения, внимания, памяти, мышления, воображения. Хороший объем памяти, и устойчивое внимание позволят ученику понять и усвоить материал. Находчивость, смекалка и воображение помогут найти решение в нестандартной ситуации. Ведь наша задача не только в том, чтобы вложить в головку маленького человека знания, а научить его ими пользоваться.

http://k-obr.spb.ru/page/710